официальный партнер фирмы 1С

г. Санкт-Петербург, Ленинский пр. д. 140 лит. И офис 402А БЦ КОСМОПРО
+7 (812) 409-31-35 +7 (921) 640-90-64 1c@in-grp.net

Новости

Документ

Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ

Комментарий

12 июля 2024 года опубликован Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ, посвященный налоговой реформе 2025 года. В числе прочего изменения затронули организации и ИП на УСН.

НДС для упрощенцев

В настоящее время организации и ИП на УСН независимо от выбранного объекта налогообложения не являются плательщиками НДС (за исключением некоторых случаев) (п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ). С 2025 года, по замыслу чиновников, упрощенцы станут плательщиками НДС (п. 72 ст. 2 Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ). Соответственно, у них появится обязанность выставлять счета-фактуры, вести книгу продаж, книгу покупок и подавать декларации по НДС.

Упрощенцы могут выбрать: платить НДС по общей ставке 20 % (10 %) либо перейти на пониженные ставки НДС 5 % или 7 %. Условия для льготных ставок НДС следующие (пп. "б", "в" п. 5 ст. 2 Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ):

  • ставка НДС 5 % – применяется, если сумма доходов за прошлый год была в пределах 250 млн руб. или в течение года упрощенец начинает исполнять обязанности плательщика НДС (доходы превысили 60 млн руб.). Если в течение налогового периода доходы превысят 250 млн руб., право на ставку НДС 5 % утрачивается (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было превышение);
  • ставка НДС 7 % – применяется, если сумма доходов за прошлый год была в пределах 450 млн руб. или в течение года упрощенец начинает исполнять обязанности плательщика НДС, или если доходы превысили 250 млн руб. (утрачено право на ставку НДС 5 %).

Платить НДС по льготным ставкам организация (ИП) должна в течение не менее 12 последовательных налоговых периодов по НДС (36 месяцев). Максимальные суммы доходов (250 млн руб. и 450 млн руб.) индексируются на коэффициент-дефлятор, установленный на текущий календарный год. В доход не включаются:

  • положительная курсовая разница, указанная в п. 11 ст. 250 НК РФ;
  • субсидии, признаваемые в порядке, установленном п. 4.1 ст. 271 НК РФ, при безвозмездной передаче имущества (имущественных прав) в государственную и (или) муниципальную собственность.

Если в течение налогового периода сумма доходов превысит 450 млн руб., то налогоплательщик теряет право на применение льготных ставок НДС 5 % и 7 % с 1-го числа месяца, в котором было превышение, и должен платить НДС по ставке 20 (10) процентов. Подавать заявление в налоговую инспекцию о применении ставок НДС 5 % или 7 % не нужно. Достаточно отразить льготную ставку в декларации по НДС. Поскольку в настоящее время декларация по НДС льготных ставок не предусматривает, ближе к 2025 году она, скорее всего, будет скорректирована.

В то же время льготные ставки НДС 5 % и 7 % не применяются при ввозе товаров в РФ, а также в случае уплаты НДС налоговым агентом (например, при выплате дохода иностранной организации).

Также следует учитывать, что налогоплательщики, использующие ставки НДС 5 % или 7 %, не применяют ставки НДС 20 %, 10 % и 0 % (за исключением некоторых операций, например, продажа товаров на экспорт, услуги международной перевозки).

Кроме того, плательщики НДС, применяющие ставки 5 % и 7 %, не могут исчислять налог с межценовой разницы при реализации (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ):

  • имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС;
  • сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц;
  • приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи отдельных видов электронной, бытовой техники по перечню, утверждаемому Правительством России, а также автомобилей и мотоциклов;
  • при реализации автомобилей и мотоциклов, приобретенных для перепродажи.

Кто освобождается от уплаты НДС?

Организации и ИП на УСН освобождаются от уплаты НДС, если за прошлый год доход не превысил 60 млн руб. (пп. "а" п. 1 ст. 2 Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ). При подсчете лимита доходов ИП, совмещавший ОСН (или ЕСХН) и ПСН, должен учитывать доходы по обоим налоговым режимам. Так же следует поступить, если ИП применяет (применял) одновременно УСН и ПСН.

Если в каком-то месяце налогового периода доход упрощенца превысит 60 млн руб., то он с 1-го числа следующего месяца теряет право на освобождение и должен исполнять обязанности плательщика НДС (пп. "г" п. 1 ст. 2 Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ).

Для того чтобы получить освобождение от НДС, организация (ИП) подавать в налоговую инспекцию уведомление не должна. Это относится и к вновь созданным организациям (вновь зарегистрированным ИП). Они освобождаются от исполнения обязанностей плательщика НДС с даты постановки на учет в налоговом органе (пп. "в" п. 1 ст. 2 Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ). Напомним, первая версия законопроекта предусматривала подачу уведомления (см. здесь).

Организации и ИП, освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС, при реализации товаров, работ, услуг должны выставлять счета-фактуры с отметкой "Без налога (НДС)" (счета-фактуры при получении аванса не составляются), а также вести книгу продаж (п. 5 ст. 168 НК РФ, пп. "ч" п. 7, п. 17 Правил ведения книги продаж, утв. постановлением Правительства России от 26.12.2011 № 1137). Декларацию по НДС подавать не нужно.

Вычеты НДС

Предъявленные продавцом суммы НДС упрощенцы со ставками НДС 5 % или 7 % к вычету не принимают. Суммы налога учитываются в стоимости приобретенных товаров, работ, услуг. Это следует из пп. "а" п. 6 ст. 2 Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ. Ранее предполагалось, что суммы "входного" НДС упрощенцы с объектом "доходы минус расходы" смогут учитывать в расходах (см. здесь). Воспользоваться налоговыми вычетами по НДС организации (ИП) вправе, если уплачивают НДС по общей ставке 20 (10) процентов.

В отношении авансов от покупателей ситуация следующая. При получении аванса налогоплательщик со ставкой НДС 5 % или 7 % должен исчислить и уплатить в бюджет НДС по расчетной ставке 5/105 или 7/107, выставив покупателю счет-фактуру (пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ, п. 3 ст. 168 НК РФ). Соответственно, покупатель на общем режиме вправе принять к вычету предъявленный НДС (п. 12 ст. 171 НК РФ, п. 9 ст. 172 НК РФ). При отгрузке товаров, работ, услуг упрощенец может принять к вычету уплаченный с аванса НДС (пп. "а" п. 5 ст. 2 Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ, п. 8 ст. 171 НК РФ, п. 6 ст. 172 НК РФ).

Также к вычету можно принять, в частности, уплаченный с полученного аванса НДС в случае изменения или расторжения договора и возврата аванса, а также уплаченный НДС при возврате товаров покупателем (отказа от работ, услуг) (п. 5 ст. 171 НК РФ).

Упрощенцы, которые освобождены от НДС, принимать к вычету НДС по приобретенным товарам, работам, услугам не вправе (в том числе по полученному авансу).

Повышение лимита доходов для перехода на УСН

По правилам НК РФ перейти на УСН со следующего года вправе организация, у которой доходы за 9 месяцев текущего года не превысили 112,5 млн руб. (если выполнены иные условия). Эта величина индексируется ежегодно на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Так, для перехода на УСН с 2024 года доходы организации за 9 месяцев 2023 года не должны были превышать 149 512,5 тыс. руб. (112,5 млн руб. х 1,329).

Существующий лимит увеличили до 337,5 млн руб. При подсчете не учитываются следующие доходы (пп. "а" п. 73 ст. 2 Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ):

  • положительная курсовая разница, указанная в п. 11 ст. 250 НК РФ;
  • субсидии, признаваемые в порядке, установленном п. 4.1 ст. 271 НК РФ, при безвозмездной передаче имущества (имущественных прав) в государственную и (или) муниципальную собственность.

Указанная сумма будет индексироваться уже на коэффициент-дефлятор, установленный не на следующий, а на текущий календарный год (то есть на год, предшествующий году перехода на УСН).

Повышение лимита доходов и ОС для работы на УСН

Также c 2025 года для упрощенцев увеличивается предельная возможная сумма доходов. Эта сумма, позволяющая не утратить в течение года права на УСН. Теперь она составит 450 млн руб. (пп. "а" п. 74 ст. 2 Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ). Сейчас это 200 млн руб. (в 2024 году с учетом индексации – 265,8 млн руб.). При этом уточняется, что лимит 450 млн руб. будет индексироваться на коэффициент-дефлятор, установленный на календарный год, в котором получены доходы.

С 2025 года увеличится с 150 млн руб. до 200 млн руб. лимит остаточной стоимости ОС, при которой организация вправе применять УСН. Важное нововведение: величина 200 млн руб. будет индексироваться на коэффициент-дефлятор в том же порядке, что и максимально возможный доход при УСН (пп. "а", "б" п. 73 ст. 2 Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ).

Отмена повышенных налоговых ставок по УСН

Упрощенцы, доход которых превысил 150 млн руб. (с учетом индексации в 2024 году – 199,35 млн руб.), но не превысил 200 млн руб. (с учетом индексации в 2024 году – 265,8 млн руб.), налог платят по повышенной ставке:

  • 8 % – если объект "доходы"
  • или 20 % – если объект "доходы минус расходы".

Повышенные налоговые ставки по УСН (8 % и 20 %) с 2025 года отменяются (п. 75 ст. 2 Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ). Таким образом, независимо от суммы дохода (в пределах 450 млн руб.), будут действовать базовые ставки 6 % ("доходы") или 15 % ("доходы минус расходы"). Какие льготные ставки установлены в регионах в 2024 году, см. здесь.

Читать далее

 Документ

Проект Федерального закона № 639663-8 "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ"

Комментарий

ИП на ОСН по доходам от предпринимательской деятельности уплачивают НДФЛ. В настоящее время налог рассчитывается по ставкам (п. 1 ст. 224 НК РФ):

  • 13 % – в отношении налоговой базы, не превышающей 5 млн руб.,
  • 15 % – в отношении налоговой базы свыше этого лимита.

В рамках налоговой реформы Правительство России внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект, которым с 2025 года предусмотрена прогрессивная шкала ставок по НДФЛ (см. комментарий). Соответственно, ИП на ОСН будут рассчитывать и платить НДФЛ в следующем порядке:

  • 13 % – если доход за год не превышает 2,4 млн руб.;
  • 312 тыс. руб. и 15 % – с суммы дохода, превышающей 2,4 млн руб., но не более 5 млн руб;
  • 702 тыс. руб. и 18 % – с суммы дохода, превышающей 5 млн руб., но не более 20 млн руб.;
  • 3402 тыс. руб. и 20 % – с суммы дохода, превышающей 20 млн руб., но не более 50 млн руб.;
  • 9 402 тыс. руб. и 22 % – с суммы дохода, превышающей 50 млн руб.

Иначе говоря, для ИП с годовым доходом не более 2,4 млн руб. порядок расчета НДФЛ не изменится. При доходе свыше 2,4 млн руб. увеличенная ставка будет применяться не ко всему доходу, а только к сумме превышения. Например, при годовом доходе 4 млн руб. налог составит 312 000 + 15 % × (4 000 000 – 2 400 000) = 552 тыс. руб.

 

Смотрите также

 

Читать далее

 Документ

Законопроект № 639663-8

Комментарий

На заседании Государственной Думы в мае 2024 года предложили усовершенствовать налоговую систему. Для реализации этого Минфин России подготовил законопроект № 639663-8, который предусматривает масштабные изменения с 2025 года.

Бюджетный комитет Госдумы одобрил указанный законопроект. Об этом сообщили в телеграм-канале Кремля. Рассмотрение поправок запланировано на 20 июня 2024 года.

В рамках налоговой реформы планируется:

  • новое относительно НДФЛ с 2025 года:
    • ввести пятиступенчатую шкалу ставок НДФЛ от 13 до 22 % в зависимости от размера дохода (см. комментарий). Это изменение затронет в том числе ИП, которые применяют ОСНО (см. комментарий)
    • повысить стандартные вычеты на детей и предельный размер дохода, при достижении которого они перестают предоставляться (см. комментарий)
  • новое относительно НДС и УСН с 2025 года:
    • повысить пороговые значения критериев, которые влияют на возможность применения УСН, а также отменить повышенные ставки при применении спецрежима (см. комментарий)
    • при определенных показателях годового дохода плательщики УСН будут платить НДС. При этом у них будет выбор платить налог по пониженным ставкам без права на вычет или по общим ставкам с применением вычета НДС (см. комментарий)
  • новое в страховых взносах с 2025 года: отдельным субъектам МСП снизить тариф для уплаты страховых взносов с 15 % до 7,6 %. Он будет применяться в отношении части выплат в пользу физлица, превышающих МРОТ (см. подробнее);
  • новое в налоге на прибыль с 2025 года:
    • повысить общую ставку налога на прибыль с 20 % до 25 % (см. комментарий)
    • ввести федеральный инвестиционный вычет (см. комментарий)
  • новое в имущественных налогах с 2025 года:
    • дать регионам право устанавливать повышенную ставку налога на имущество (не более 2,5 %) в отношении недвижимости (стоимостью более 300 млн руб.), которая облагается по кадастровой стоимости (см. комментарий)
    • отменить льготную ставку земельного налога в отношении участков, занятых жилищным фондом, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, а также для ведения подсобного хозяйства, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн руб. (см. комментарий)
  • новое в акцизах с 2025 года: ввести новые акцизы (например, на никотиновое сырье и бестабачную никотинсодержащую смесь для нагревания) (см. комментарий).

Также законопроектом предусмотрена амнистия для налогоплательщиков, которые добровольно откажутся от схем дробления бизнеса. Для них предусмотрен порядок прекращения обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов, не уплаченных в результате дробления бизнеса.

Отметим, в рамках рассмотрения законопроекта Госдумой в него могут быть внесены изменения. 

Читать далее

Документ

Законопроект № 639663-8

Комментарий

20.06.2024 Государственная Дума в первом чтении приняла законопроект № 639663-8, который предусматривает масштабные изменения в системе налогообложения с 2025 года (см. комментарий).

Но при подготовке проекта ко второму чтению предложено рассмотреть следующие вопросы.

  • Целесообразность проведения налоговой амнистии для лиц, которые добровольно откажутся от схем по дроблению бизнеса, а также параметры проведения такой амнистии (в т. ч. с учетом возможности взыскания налоговой задолженности).
  • Необходимо уточнить параметры применения НДС плательщиками УСН, также не допустить роста административной нагрузки на плательщиков УСН в связи с реализацией ими права на освобождение от уплаты НДС, на применение пониженных ставок НДС (5 или 7 процентов) либо в связи с переходом от освобождения на уплату НДС по пониженным ставкам.
  • Рассмотреть порядок определения доходов в целях применения плательщиками УСН освобождения от НДС либо применения пониженных ставок (5 или 7 процентов) при одновременном применении УСН и ПСН.
  • Предоставить возможность принимать к вычету НДС, предъявленный плательщиками УСН по ставкам 5 или 7 процентов.
  • Уточнить порядок подтверждения освобождения от уплаты акцизов при реализации подакцизных лекарственных препаратов и лекарственных средств.
  • Рассмотреть целесообразность увеличения размера вычета по НДФЛ за выполнение нормативов ГТО и условия его получения.
  • Рассмотреть необходимость учета при установлении прогрессивной шкалы НДФЛ особенностей оплаты труда работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
  • Рассмотреть вопрос о продлении до 2030 года для российских ИТ-компаний срока применения ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, в размере 5 %. Кроме того, обсудить размер налоговой ставки на этот период по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ.

Планируется, что доработанный проект (с учетом указанных пунктов) будет рассмотрен во втором чтении 04.07.2024. 

Читать далее

 

Документ

Законопроект № 639663-8

Комментарий

20.06.2024 Государственная Дума в первом чтении приняла законопроект № 639663-8, который предусматривает масштабные изменения в системе налогообложения с 2025 года (см. комментарий).

Но при подготовке проекта ко второму чтению предложено рассмотреть следующие вопросы.

  • Целесообразность проведения налоговой амнистии для лиц, которые добровольно откажутся от схем по дроблению бизнеса, а также параметры проведения такой амнистии (в т. ч. с учетом возможности взыскания налоговой задолженности).
  • Необходимо уточнить параметры применения НДС плательщиками УСН, также не допустить роста административной нагрузки на плательщиков УСН в связи с реализацией ими права на освобождение от уплаты НДС, на применение пониженных ставок НДС (5 или 7 процентов) либо в связи с переходом от освобождения на уплату НДС по пониженным ставкам.
  • Рассмотреть порядок определения доходов в целях применения плательщиками УСН освобождения от НДС либо применения пониженных ставок (5 или 7 процентов) при одновременном применении УСН и ПСН.
  • Предоставить возможность принимать к вычету НДС, предъявленный плательщиками УСН по ставкам 5 или 7 процентов.
  • Уточнить порядок подтверждения освобождения от уплаты акцизов при реализации подакцизных лекарственных препаратов и лекарственных средств.
  • Рассмотреть целесообразность увеличения размера вычета по НДФЛ за выполнение нормативов ГТО и условия его получения.
  • Рассмотреть необходимость учета при установлении прогрессивной шкалы НДФЛ особенностей оплаты труда работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
  • Рассмотреть вопрос о продлении до 2030 года для российских ИТ-компаний срока применения ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, в размере 5 %. Кроме того, обсудить размер налоговой ставки на этот период по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ.

Планируется, что доработанный проект (с учетом указанных пунктов) будет рассмотрен во втором чтении 04.07.2024. 

Читать далее

 Документ

Законопроект № 639663-8

Комментарий

На заседании Государственной Думы в мае 2024 года предложили усовершенствовать налоговую систему. Для реализации этого Минфин России подготовил законопроект № 639663-8, который предусматривает масштабные изменения с 2025 года.

Бюджетный комитет Госдумы одобрил указанный законопроект. Об этом сообщили в телеграм-канале Кремля. Рассмотрение поправок запланировано на 20 июня 2024 года.

В рамках налоговой реформы планируется:

  • новое относительно НДФЛ с 2025 года:
    • ввести пятиступенчатую шкалу ставок НДФЛ от 13 до 22 % в зависимости от размера дохода (см. комментарий). Это изменение затронет в том числе ИП, которые применяют ОСНО (см. комментарий)
    • повысить стандартные вычеты на детей и предельный размер дохода, при достижении которого они перестают предоставляться (см. комментарий)
  • новое относительно НДС и УСН с 2025 года:
    • повысить пороговые значения критериев, которые влияют на возможность применения УСН, а также отменить повышенные ставки при применении спецрежима (см. комментарий)
    • при определенных показателях годового дохода плательщики УСН будут платить НДС. При этом у них будет выбор платить налог по пониженным ставкам без права на вычет или по общим ставкам с применением вычета НДС (см. комментарий)
  • новое в страховых взносах с 2025 года: отдельным субъектам МСП снизить тариф для уплаты страховых взносов с 15 % до 7,6 %. Он будет применяться в отношении части выплат в пользу физлица, превышающих МРОТ (см. подробнее);
  • новое в налоге на прибыль с 2025 года:
    • повысить общую ставку налога на прибыль с 20 % до 25 % (см. комментарий)
    • ввести федеральный инвестиционный вычет (см. комментарий)
  • новое в имущественных налогах с 2025 года:
    • дать регионам право устанавливать повышенную ставку налога на имущество (не более 2,5 %) в отношении недвижимости (стоимостью более 300 млн руб.), которая облагается по кадастровой стоимости (см. комментарий)
    • отменить льготную ставку земельного налога в отношении участков, занятых жилищным фондом, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, а также для ведения подсобного хозяйства, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн руб. (см. комментарий)
  • новое в акцизах с 2025 года: ввести новые акцизы (например, на никотиновое сырье и бестабачную никотинсодержащую смесь для нагревания) (см. комментарий).

Также законопроектом предусмотрена амнистия для налогоплательщиков, которые добровольно откажутся от схем дробления бизнеса. Для них предусмотрен порядок прекращения обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов, не уплаченных в результате дробления бизнеса.

Отметим, в рамках рассмотрения законопроекта Госдумой в него могут быть внесены изменения

Читать далее

Документ

Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ

Комментарий

Президент РФ подписал Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ, который предусматривает масштабные изменения в системе налогообложения с 2025 года (налоговая реформа). Изменения затронули в числе прочего налог на прибыль и вступят в силу с 01.01.2025. Обозначим наиболее важные изменения.

Ставки налога на прибыль выросли

Изменения касаются повышения как общей ставки для расчета налога, так и некоторых специальных ставок.

  1. Повышение общей ставки с 20 до 25 %.

    Сейчас налог на прибыль большинство организаций рассчитывают по ставке 20 % (п. 1 ст. 284 НК РФ). При этом в период 2017–2030 гг. сумма налога, исчисленная по ставке 3 %, зачисляется в федеральный бюджет, а по ставке 17 % – в бюджет субъекта РФ.

    С 01.01.2025 ставка, налог по которой зачисляется в федеральный бюджет, увеличится до 8 %. Соответственно, совокупная общая ставка налога на прибыль составит 25 %. При этом сумма налога, исчисленная по ставке 8 %, подлежит зачислению в бюджет только в 2025–2030 гг. В дальнейшем в федеральный бюджет будет поступать 7 %, а в бюджет субъекта РФ – 18 %.

  2. Повышение ставки для ИТ-организаций.

    В настоящее время ИТ-организации, которые имеют госаккредитацию и у которых доля дохода от ИТ-деятельности в общем объеме поступлений по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 70 %, не платят налог на прибыль, т. к. ставка для них составляет 0 % (п. 1.15 ст. 284 НК РФ). С 2025 года по 2030 год (включительно) ставка, по которой такие плательщики будут исчислять налог, составит:

    • 5 % – в отношении части налога, зачисляемого в федеральный бюджет;
    • 0 % – в отношении части налога, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ.

    При этом для ИТ-компаний, созданных в результате реорганизации, предусмотрены особенности применения указанной налоговой ставки.

  3. Повышение ставки для иностранных компаний.

    Прибыль иностранных организаций, которая не связана с ведением деятельности в РФ через постоянное представительство, будет облагаться налогом по ставке 25 %. Сейчас налог уплачивается по ставке 20 %. Напомним, что налог в указанном случае исчисляет, удерживает из дохода иностранной компании и перечисляет в бюджет налоговый агент (п. 1 ст. 310 НК РФ).

  4. Введение пониженной ставки для организаций, владеющих лицензиями на пользование участками недр.

Так, в отношении прибыли, полученной от деятельности по освоению участков недр, ставка налога установлена в размере 20 %. При этом в 2025–2030 гг. 3 % зачисляются в федеральный бюджет, а 17 %  – в бюджеты субъектов РФ. Пониженная ставка применяется при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках деятельности по освоению недр и иных видов деятельности.

Изменения в применении повышающих коэффициентов

Действующей редакцией НК РФ предусмотрено применение повышающих коэффициентов при учете отдельных видов расходов. В частности, с коэффициентом 1,5 учитываются:

  • расходы на приобретение основных средств (их сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, пригодного для использования), которые включены в Реестр российской радиоэлектронной продукции, относятся к сфере искусственного интеллекта, включены в Перечень российского высокотехнологичного оборудования, при формировании первоначальной стоимости ОС (абз. 3 п. 1 ст. 257 НК РФ);
  • расходы на приобретение или создание амортизируемых нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных при формировании первоначальной стоимости таких НМА (абз. 13 п. 1 ст. 257 НК РФ);
  • расходы на НИОКР, названные в Перечне, утв. постановлением Правительства России от 24.12.2008 № 988 (п. 7 ст. 262 НК РФ);
  • расходы на приобретение права использования программ для ЭВМ и баз данных, которые включены в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, относящихся к сфере искусственного интеллекта (пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Со следующего года такие расходы будут учитываться с коэффициентом 2.

Введение федерального инвестиционного вычета

По действующим нормам налог на прибыль (авансовый платеж по налогу), который зачисляется в региональный бюджет, можно уменьшить путем применения инвестиционного налогового вычета (ст. 286.1 НК РФ). Суть его состоит в том, что расходы на приобретение и модернизацию основных средств, на создание объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, пожертвования, перечисленные НКО, государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также иные расходы, поименованные в п. 2 ст. 286.1 НК РФ, в определенных пределах уменьшают налог на прибыль, подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ. См. об этом в статье.

С 2025 года вводится также федеральный инвестиционный вычет (новая ст. 286.2 НК РФ). Этот вычет позволит уменьшать сумму налога на прибыль (или авансового платежа по налогу), подлежащую зачислению в федеральный бюджет.

В федеральный инвестиционный вычет войдут затраты, составляющие первоначальную стоимость основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА), а также величину изменения первоначальной стоимости ОС и (или) НМА в случае их достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения. При этом такой вычет не может превышать 50 % совокупности названных затрат.

Уменьшение налога (авансового платежа) производится в том периоде, в котором введены в эксплуатацию объекты ОС или НМА и (или) изменена их первоначальная стоимость. В результате сумма налога (авансового платежа) может быть уменьшена до нуля.
Если величина вычета превысит сумму налога (авансового платежа) к уплате, то разницу можно учесть в счет уплаты налога (авансового платежа) будущего периода. Однако Правительство России установит максимальный период, в пределах которого правомерно учесть остаток вычета.

Решение об использовании права на федеральный инвестиционный вычет организации необходимо закрепить в учетной политике.

Вычетом смогут воспользоваться также налогоплательщики, входящие в одну группу с лицом, которое произвело расходы на приобретение ОС или НМА (сооружение, изготовление, доставку, доведение до состояния, пригодного к использованию).

При этом не имеют права на федеральный вычет следующие организации:

  • иностранные организации – налоговые резиденты РФ;
  • организации, которые являются участниками соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
  • организации, осуществляющие добычу углеводородного сырья (нефть, газ, газовый конденсат, попутный газ);
  • организации, осуществляющие производство подакцизных товаров (кроме легковых автомобилей, мотоциклов, подакцизного винограда, стали жидкой, этана, сжиженного углеводородного газа, нефтяного сырья, состоящего из газового конденсата стабильного и (или) сжиженного углеводородного газа).

Отметим, что объекты ОС и НМА, в отношении которых организации воспользовались правом на федеральный инвестиционный вычет, не подлежат амортизации.

В случае выбытия (кроме ликвидации) ОС или НМА, в отношении которых налогоплательщик применил вычет, до истечения срока их полезного использования возникнут определенные налоговые последствия. Так, необходимо будет восстановить и перечислить в бюджет сумму налога, не уплаченную в связи с применением вычета, вместе с начисленными на нее пенями. Пени нужно рассчитать со дня, установленного для уплаты налога.

Если в рассматриваемой ситуации правом на вычет воспользовалась иная организация, которая входит в одну группу с налогоплательщиком, то последний обязан в течение 10 дней сообщить ей о выбытии ОС или НМА. В то же время о последствиях несообщения контрагенту такой информации в законопроекте не сказано.

Таким образом, принятым законом предусмотрены общие положения в отношении нового вычета. При этом Правительство России должно будет установить:

  • категории и признаки налогоплательщиков, которые могут применять федеральный инвестиционный налоговый вычет;
  • категории и признаки ОС и НМА, к которым применяется указанный вычет;
  • порядок и условия применения федерального инвестиционного вычета;
  • порядок определения величины федерального инвестиционного налогового вычета;
  • условия отказа от вычета;
  • виды нарушений, при наступлении которых организация обязана восстановить и уплатить сумму налога, которая не была уплачена в связи с применением вычета, а также пени.

Для этого должны быть приняты отдельные нормативные акты.

 

Читать далее

 

Вопрос аудитору

Зарплата сотрудника ниже МРОТ, поэтому ему ежемесячно производится доплата до МРОТ. С 1 октября в организации увеличены оклады. Нужно ли также индексировать доплату до МРОТ?

Месячная заработная плата сотрудника, который полностью отработал норму рабочего времени, не может быть ниже МРОТ (ч. 3 ст. 133 ТК РФ). Средний заработок для всех случаев определяется по правилам, установленным Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922) (далее – Положение).

В п. 16 Положения установлено, что при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения средний заработок работников повышается.

При этом важно учитывать следующее:

  • повышение должно производиться одновременно для всех сотрудников одного подразделения, • повышение должно быть целиком: в организации, филиале или подразделении

Следовательно, если работники, которым повысили оклады, входят в один отдел (в несколько отделов) и в этом отделе изменили оклады всем, необходимо произвести индексацию среднего заработка.

При этом при расчете среднего заработка применяется коэффициент повышения, который определяется по каждому сотруднику путем деления последнего оклада на оклады, установленные в каждом из месяцев расчетного периода для этого сотрудника.

Также в п. 16 Положения закреплено, что:

  • при повышении учитываются тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение и выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в фиксированном размере (проценты, кратность);
  • при повышении не учитываются выплаты, установленные к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), денежному вознаграждению в диапазоне значений (проценты, кратность);
  • выплаты, учитываемые при определении среднего заработка, установленные в абсолютных размерах, не повышаются.

Таким образом, повышаются выплаты, которые связаны с должностными окладами и измеряются в процентах от этих окладов.

Если доплата до МРОТ начисляется в твердой сумме, она не участвует в расчете коэффициента индексации и не индексируются. Эти выводы следуют из письма Минздравсоцразвития РФ от 26.06.2008 № 2337-17.

При этом необходимо учитывать следующее.

Пунктом 18 Положения установлено, что во всех случаях средний месячный заработок лица, отработавшего полностью в расчетный период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Таким образом, если в течение расчетного периода сотрудник полностью отработал норму рабочего времени (выполнил рабочую норму), то отпускные должны быть не меньше МРОТ. По нашему мнению, нужно использовать тот МРОТ, который установлен законодательством на момент ухода в отпуск.

Читать далее

Как подать уведомление об исчисленных налогах по ЕНП?

Уведомление об исчисленных налогах, авансовых платежах, сборах, страховых взносах подается, чтобы налоговая инспекция отразила эти суммы в совокупной обязанности на ЕНС. Оно необходимо в одном из случаев (п. 9 ст. 58 НК РФ):

  • платежи должны быть перечислены в бюджет до подачи налоговой декларации (расчета),
  • декларация (расчет) не предусмотрена.

Уведомление подается в налоговую инспекцию по месту учета организации (по месту жительства ИП). Для этого установлен срок – не позднее 25-го числа месяца, в котором следует уплатить налог, сбор, страховой взнос. Уведомление можно подать:

  • в электронной форме по ТКС (требуется УКЭП)
  • либо через личный кабинет налогоплательщика.

По налогу на имущество организаций, транспортному налогу, земельному налогу уведомление так же требуется представить по месту учета организации. В бумажном виде уведомление можно отправить, если отчетность сдается на бумаге. Форму, порядок заполнения и формат уведомления утвердила ФНС России приказом от 02.11.2022 № ЕД-7-8/1047@.

Начисления, по которым подается уведомление
НалогПериод, за который подается уведомлениеКод отчетного (налогового) периода/номер месяца (квартала), указываемый в уведомлении 
Налог на прибыль, перечисляемый налоговым агентом (подача декларации ежеквартально) январь 21/01
февраль 21/02
апрель 31/01
май 31/02
июль 33/01
август 33/02
октябрь 34/01
ноябрь 34/02
декабрь 34/03
за март, июнь, сентябрь уведомление не подается -
УСН аванс по УСН за 1-й квартал 34/01
аванс по УСН за полугодие 34/02
аванс по УСН за 9 месяцев 34/03
за год уведомление не подается -
ЕСХН аванс по ЕСХН за полугодие 34/02
за год уведомление не подается -
Налог на имущество организаций аванс по налогу на имущество за 1-й квартал 34/01
аванс по налогу на имущество за 2-й квартал (полугодие) 34/02
аванс по налогу на имущество за 3-й квартал (9 месяцев) 34/03
налог на имущество за год 34/04
Транспортный налог аванс по транспортному налогу за 1-й квартал 34/01
аванс по транспортному налогу за 2-й квартал 34/02
аванс по транспортному налогу за 3-й квартал 34/03
транспортный налог за год 34/04
Земельный налог аванс по земельному налогу за 1-й квартал 34/01
аванс по земельному налогу за 2-й квартал 34/02
аванс по земельному налогу за 3-й квартал 34/03
земельный налог за год 34/04
НДФЛ, исчисленный налоговым агентом 01.01.-22.01 21/01
23.01.-22.02 21/02
23.02.-22.03 21/03
23.03.-22.04 31/01
23.04.-22.05 31/02
23.05.-22.06 31/03
23.06.-22.07 33/01
23.07.-22.08 33/02
23.08.-22.09 33/03
23.09.-22.10 34/01
23.10.-22.11 34/02
23.11.-22.12 34/03
23.12.-31.12 34/04
НДФЛ предпринимателя со своих доходов аванс за 1 квартал 34/01 (рекомендуемый период 21/04)
аванс за полугодие 34/02 (рекомендуемый период 31/04)
аванс за 9 месяцев 34/03 (рекомендуемый период 33/04)
Страховые взносы на ОПС, ОМС, ВНиМ январь 21/01
февраль 21/02
апрель 31/01
май 31/02
июль 33/01
август 33/02
октябрь 34/01
ноябрь 34/02
за март, июнь, сентябрь, декабрь уведомление подавать не нужно -
Не нужно подавать уведомление по:
НДС
Налогу на прибыль, уплачиваемому организацией со своих доходов
Страховым взносам, которые ИП уплачивает за себя
Торговому сбору
Налогу при ПСН

Подробнее о сроках представления уведомления об исчисленных налогах в 2023 году см. здесь.

За несвоевременное представление или непредставление уведомления возможен штраф 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ). Однако до разъяснений ФНС России об условиях наступления ответственности штрафовать за непредставление уведомления не будут (письмо ФНС России от 26.01.2023 № ЕД-26-8/2@).

Как заполнить уведомление?

В установленный срок в налоговую инспекцию необходимо представить уведомление со следующими реквизитами (Приложение № 1 к приказу ФНС России от 02.11.2022 № ЕД-7-8/1047@):

  • КПП;
  • код по ОКТМО;
  • КБК;
  • сумма налога, авансовых платежей по налогу, сбора, страховых взносов;
  • код отчетного (налогового) периода: 1-й квартал (21), полугодие (31), 9 месяцев (33), год (34);

По ежемесячным авансам указываются коды 21, 31, 33 и 34, а также порядковый номер квартального месяца – 01, 02, 03, 04. Если авансы ежеквартальные, то указывается код "34" и порядковый номер квартала – 01, 02, 03, 04. Коды по конкретным налогам приведены в таблице;

  • отчетный (календарный) год – код, за налоговый период которого исчислен налог, авансовый платеж, сбор, страховой взнос согласно порядку заполнения декларации (расчета).

Причем в одно уведомление можно включить информацию по нескольким платежам. Реквизиты заполняются по каждому налогу, сбору, страховому взносу. Разрешается добавить необходимое количество листов.

Если у организации есть обособленные подразделения, в одном уведомлении можно указать начисления по головной организации и по всем обособленным подразделениям.

Как исправить уведомление об исчисленных налогах см. здесь. Можно ли в 2023 году вместо уведомлений использовать платежные поручения см. здесь.

Читать далее